Ремесленное предпринимательство: какова формула успеха?

Проект «Код северных ремёсел» провёл креативную бизнес-мастерскую по поддержке ремесленных предпринимателей в городе Костомукша на севере Карелии. В работе приняли участие местные ремесленники, а также гости из Кондопоги и Петрозаводска — за возможность получить новые знания из первых рук карельские мастера боролись на конкурсной основе. Большой интерес вызвал прежде всего уровень приглашённых экспертов: поработать «в поле» согласились преподаватель Британской Высшей школы дизайна Марина Турлай и преподаватель Мурманского арктического государственного университета Татьяна Батова. Оба эксперта уже знакомы ремесленникам Северо-Запада России по образовательной программе «Ремёсла и креативная экономика», которую недавно провела Ассоциация этнокультурных центров и организаций по сохранению наследия «ЭХО».

Установка на замедление

Мероприятие началось с современного формата в местном стиле: поначалу принимающей стороне — обществу “Viena” — было сложно подобрать для бизнес-бранча подходящее слово в карельском языке: всё-таки понятие это немного чуждое местной культуре. Однако с содержанием справились на отлично: в гостевом доме “Kotiranta” на берегу озера Контоккиярви был накрыт богатый стол с изысками северокарельской кухни. Разговор получился не менее выдающимся и разноплановым.

Директор Ассоциации «ЭХО» Светлана Кольчурина задавала тон дискуссии и вела экспертов и участников к распутыванию сложного клубка, казалось бы, неразрешимых проблем: от многослойной и вводящей в заблуждение терминологии до понимания того, как современные тенденции могут быть адаптированы в местный ремесленный контекст.

Одной из таких тенденций является отказ от привычных фастфуда (англ. fast «быстрый» и food «пища» — блюда быстрого питания), хайтека (англ. hi-tech — высокие технологии; стиль в дизайне и архитектуре с преобладанием техники, металла, пластика) и многозадачности в пользу более экологичных и психологически комфортных антиподов — slow-food (англ. slow «медленный» и food «пища»; концепция, которая популяризирует осмысленный образ жизни, неспешный приём пищи, а также пропагандирует качественные продукты), low-tech (англ. low «низкий» и tech «технология»; простые технологии, используемые на протяжении веков, ограничивающиеся производством предметов первой необходимости) и monotasking (англ. monotasking — «однозадачность»; концепция жизни, в которой человек замедляется, обладает навыком предельной концентрации в решении конкретной задачи, выполняет одно дело за один раз ). Ремесленники с радостью подхватили идею о «замедлении». Как оказалось, это именно то, о чём многие из них думали и раньше, но не могли точно сформулировать. Спокойный, природный ритм Севера, отражённый в ремёслах и дизайне, обязательно привлечёт уставших от суеты, трафика и скоростей покупателей ремесленной продукции из городов.

По мнению Марины Турлай, ремесленникам важно определиться со своей целевой аудиторией, проводить тестирование своей продукции, что поможет определить, какие именно современные тенденции можно адаптировать. Ремесленная продукция ценна сама по себе, однако, чтобы стать частью креативной экономики, она должна соответствовать ожиданиям потребителей. Как раз задачей дизайна и является помочь сделать ремесленное изделие полезным и функциональным, а значит коллаборации ремесленников и дизайнеров — не только будущее, но уже настоящее креативных индустрий.

Координатор проекта «Код северных ремёсел» Алексей Цыкарев, побывавший недавно на двух крупных экономических форумах — Петербургском и Восточном — сделал попытку поставить разговор в экономический контекст: «Придание привычным вещам дополнительных функций создаёт добавленную стоимость и делает ремёсла экономически более эффективными, а недооценённый труд ремесленника — более востребованным и оплачиваемым».

Другой вопрос — кого вообще можно считать ремесленником? Ни законодатель, ни профессиональное сообщество пока не могут на него ответить; что, конечно, тормозит внедрение программ поддержки. Даже среди самих ремесленников царит «терминологический» хаос, а многие и подавно находятся во власти стереотипов, отказываясь от старомодного и непрестижного слова «ремесленник» в пользу более благозвучного и успешного «мастера». Не вносят ясности и такие термины как «народно-художественные промыслы» и «декоративно-прикладное искусство».

Участники бизнес-бранча, конечно, не имели достаточного времени, чтобы решить задачу со столькими неизвестными, однако согласились в том, что только ремесленное сообщество имеет легитимность определить рамки понятия «ремесленник». Ремесленник — это, с одной стороны, профессия, вид экономической деятельности, а с другой — это сохранение и передача традиционных знаний, ценностей и мировоззрения определённых народов и сообществ. Перед художником и дизайнером стоят иные задачи, но никто не говорит, что эти профессии не могут соединяться в одном лице. Напротив, специалисты, владеющие, ремеслом в дополнение к другим профессиональным навыкам, скажем, в медицине, психологии или языкознании, могут создавать продукцию с ещё более высокой добавленной стоимостью. Дискуссию о терминах обобщило понятие «энтропия», то есть, когда в сложную систему соединяются различные элементы и явления. Мастера, познавшие не только традицию, но и другие профессиональные навыки, способны не только воспроизводить, но и угадывать человеческие эмоции и поведение, а значит, предлагать на рынок по-настоящему востребованный товар и формировать новые тренды.

В поисках мастера

Участники креативной бизнес-мастерской согласились с тем, что ремесленное изделие — это не только предмет, но и истории, впечатления, воспоминания, эмоции, пережитый опыт от встречи с мастером. В поисках своего опыта группа проекта «Код северных ремёсел» поехала в историческую деревню Вокнаволок.

Вокнаволок, который гордо носит титул «Культурная столица финно-угорского мира — 2017», славится не только своими рунопевцами и причастностью к созданию Элиасом Лённротом эпоса «Калевала», но и своими мастерами, прежде всего, мастерами столярного дела.

Команда проекта уже не первый раз в гостях у Александра Лесонена, который искусно шьёт лодки-карелки, делает сани и корзины. В прошлый раз с ним встречались год назад во время экспедиции «В поисках кода северных ремёсел». И за этот год многое произошло: Александр доделал мини-лодку для Дома деревни Вокнаволок, сделал на заказ ещё несколько лодок, а также сконструировал несколько технических приспособлений. С каждым предметом в его хозяйстве связана история, будь то настоящая или выдуманная. Не важно, сделал ли он новые ставни, чтобы «волки не заглядывали», или просто старые прохудились. Важно, что человек историю запомнит и навсегда свяжет в своей памяти с тем изделием, которое он у Александра приобретёт.

Гости Вокнаволока отметили беспрецедентную доступность и креативность карельских ремесленников. В то время как в Европе профессия ремесленника стала в большей степени элитарной, козырем России на международном рынке ручного труда может считаться открытость, скромность, искренность, но вместе с тем глубокое знание традиции и житейская подкованность. Очень важно стремиться к тому, чтобы яркие представители этого ремесленного сообщества, оставаясь открытыми, всё же становились частью культурной и экономической элиты страны. Им есть что сказать этому миру.

Зонтичный бренд: искусство жить на Севере

Наверняка, эксперты и участники креативной бизнес-мастерской увезли с собой определённый собирательный образ северного ремесленника. Не только увезли, но и попытались его описать под руководством Татьяны Батовой.

Есть ли общие черты у ремёсел и дизайна разных регионов и стран Севера и Арктики? Можно ли их объединить в один зонтичный бренд «Ремёсла и дизайн Севера»? Как продвигать этот бренд? Кто должен стать инициатором? На эти и другие вопросы отвечали в ходе мозгового штурма.

Среди характерных северных паттернов назывались теплота, замедление, осознанность, глубина, преодоление, устойчивость, сдержанность. Если ремесленники и дизайнеры региона договорятся, всё это может лечь в основу будущего бренда, поможет мастерам объединиться вокруг определённых стандартов и системы ценностей и совместно выходить на глобальный рынок.

По словам Светланы Кольчуриной, ремёсла и дизайн могут стать проводниками особого северного пути или «искусства жить на Севере». А Марина Турлай добавила, что северные знания вообще имеют потенциал внести вклад в решение глобальных задач, таких как борьба с изменением климата на планете.

Ремесленники прошли «аудит»

Бизнес-мастерская привнесла много новых для ремесленников форматов, одним из которых стала экспертная сессия по оценке ремесленной продукции. Участникам было предложено, исключительно на добровольной основе, представить свои изделия, а экспертам — дать свои комментарии и рекомендации по улучшению.

Например, один из мастеров получил совет задуматься о более аутентичной упаковке, а другой — подумать об использовании более местных естественных материалов. Другие советы касались поиска «своего» клиента, тестирования и постепенного улучшения продукции, расширения ассортимента, или даже поиска нового направления для развития. «Аудит» — всегда очень чувствительный процесс, и у организаторов не было задачи критиковать мастеров. Напротив, задачей экспертной сессии было помочь ремесленникам лучше чувствовать своих клиентов, задуматься над дизайном и подачей, и стать более успешными.

Неделя европейского сотрудничества

Креативная бизнес-мастерская «Ремёсла и дизайн Севера: формула успеха» состоялась в рамках Недели европейского сотрудничества, которая традиционно проводится программами приграничного сотрудничества России и граничащих с ней европейских стран. Цель этой акции — рассказать о результатах проектов, которые получили поддержку по линии приграничного сотрудничества и дать импульс для общественной дипломатии. Проект «Код северных ремёсел» реализуется при поддержке программы приграничного сотрудничества «Карелия», которая выбрала Костомукшу центральной локацией недели в 2021 году.

Наш проект стремился использовать эту возможность и выдать как можно больше интересного и полезного контента. Прямо из «полевого офиса» в Костомукше организаторы и эксперты креативной бизнес-мастерской провели прямой эфир на YouTube-канале Ассоциации «ЭХО», в котором подвели итоги и подчеркнули важнейшие мысли состоявшихся дискуссий. Такие прямые эфиры теперь станут традиционным для проекта каналом общения с аудиторией.

Ещё одним таким каналом ещё прошлой весной стал первый в России подкаст о ремёслах «ШИТО-КРЫТО». Запуск второго сезона также приобщили к Дням европейского сотрудничества. Первый выпуск уже на всех популярных подкаст-платформах и посвящён он креативной экономике и экосистемному подходу для поддержки ремёсел.

Благодарим за гостеприимство и сотрудничество общество карельской культуры “Viena”, экспертов и мастеров, создавших атмосферу интеллектуального, визуального и гастрономического пиршества.

27 сентября 2021