Lampwork — управляя огнем
Татьяна Бердашева

Маленькая бусинка может рассказать о многом, если её изучить внимательно.

Например, историк, глядя на бусину, расскажет о периоде бытования, развитости культуры и благосостоянии общества, ведь когда-то бусины имели огромную ценность и даже служили деньгами. Археолог по бусине может сделать датировку всего раскопа. Антиквар оценит ее стоимость, а ценитель прекрасного восхитится мельчайшими деталями рисунка, увидит труд, авторский почерк и затраченное время.

Принцип изготовления бусин не сильно изменился за минувшие столетия: встреча стекла с огнем под умелым руководством мастера рождает маленький шедевр. Авторские бусины уникальны. Только представьте, что у каждой бусины свой индивидуальный рисунок-узор, который выполнен только один раз и никогда не повторится в точности. А в некоторых бусинах — маленькая туманность, которую можно положить в карман и думать, что у тебя там спрятана целая галактика, а по ней летают космические корабли неведомых цивилизаций...

Алёна Савчук из мастерской «Лампа маяка», расположенной в лофт-пространстве «Синий коридор», создает украшения со стеклянными бусинами ручной работы. Все бусинки сделаны в технике лэмпворк — они выплавляются на открытом огне горелки из муранского, чешского или немецкого стекла, а потом для прочности проходят отжиг в муфельной печи. В мастерской Алёны есть все необходимое: горелка, стеклянные пруты, которые станут разными бусинами, графитовые лопатки, спицы, латунный пресс... и конечно, мощная и шумная вытяжка. Хозяйка смеется, что соседям многоквартирного дома эти звуки вряд ли понравились бы, но продукты горения от работы со стеклом очень ядовиты для человека. Технику безопасности нужно соблюдать, поэтому для занятий лэмпворком мастерская — лучшее решение.

В мастерской «Лампа маяка»

Этой весной в рамках лаборатории Карельского ремесленного кластера вместе с кураторами Евгенией Маккоевой и Валентиной Силкиной Алена разработала коллекцию украшений «Русский Север». Идея украшений передает традиционную эстетику Севера.

Вторые ремесленные встречи в мастерских лофт-пространства «Синий коридор»

Екатерина Логвиненко, научный сотрудник Национального музея Республики Карелия: «Выбор цветовой гаммы для коллекции был обусловлен излюбленным жемчужным оттенком, популярным и долгое время единственным предпочтительным цветом при выборе северянками украшений. Речной жемчуг использовался при создании бус, серег, головных сеток, кокошников, служил не только доказательством богатства владелицы, но и свидетельствовал о хорошем вкусе. В XIX веке наряду с жемчугом на ярмарках в Олонецкой губернии появилось много украшений из стекла (бисера, бусин), но и они имитировали молочно-белый цвет этого природного материала. Использование жемчуга и его оттенков выделяет северный женский наряд из того разнообразия традиционных костюмов, которым так богата Россия. В череде молочных стеклянных бусин из новой коллекции встречаются вкрапления ярких цветных. Это историческое напоминание о контрастных вставках в традиционные северные шейные и головные украшения XIX века. Также автор использовала в создании украшений характерный для местной традиции принцип сшивания в области застежки нескольких разной длины нитей с нанизанными бусинами».

Кадр с фотосессии для каталога «Петрозаводские ремесла. Северный дизайн и арт», фото Юлии Утышевой

Изготовление каждой бусины — акт творческий, а стекло — уникальный и непредсказуемый материал: может неожиданно разлететься вдребезги, поменять свой цвет или потечь не по задумке мастера, причем несколько раз в ходе обработки. Мастерству нужно учиться, а потом долго набивать руку, выполняя различные элементы, обмениваться опытом с другими мастерами. Алёна постоянно осваивает что-то новое, и это находит свое отражение в ее работах и радует заказчиков.

Следите за автором в инстаграм @lampa_mayaka.

09 ноября 2018
Категория: Karelian Stories