Взгляд на историю ремесел
Евгения Маккоева

О развитии ремесел в Европе задумались уже в 19 веке: промышленное производство начало вытеснять ручную работу, но эстетика все равно взяла верх. Соединение промышленного производства и художественного видения привело к появлению дизайна.

Взаимодействие дизайнеров и ремесленников в современном мире не просто сохраняет свою актуальность, но и приобретает новые формы. Эксклюзивное изделие мастера всегда будет стоять на порядок выше, чем серийное изделие.

В мастерской «Беломорский лоскут», фото Илоны Олконен

После промышленной революции, завершившейся в Англии в XIX веке, в обществе возникли вопросы о том, что заводской и фабричный продукт массового производства становился все более некрасивым, далёким от искусства. Выпускаемые вещи массового производства не нравились художникам того времени. Появились первые попытки изменить эту ситуацию, сделать товары эстетичными и недорогими. Так зародилось движение «Arts & Crafts» (Искусства и ремесла), идеологом которого являлся поэт, художник и мыслитель Уильям Моррис (1834-1896 гг.). Целью «Arts & Crafts» была популяризация традиционного ремесленного производства. Тогда основная идея потерпела неудачу: красивые вещи были дорогими, а приобрести их могли только богатые люди, по сути те же промышленники, выпускающие товары серийного производства. Однако, благодаря движению «Arts & Crafts» была сформулирована важная мысль дизайна: продукция может быть красивой и доступной для всех. Работы участников движения «Arts & Crafts» послужили отправной точкой для формирования стиля «модерн» и современного дизайна, а их мысли и идеи развивались на протяжении многих десятилетий в Европе, Америке, Российской империи и Советском Союзе.

Значительным этапом развития искусств и ремесел стала Высшая школа строительства и художественного конструирования «Баухаус», существовавшая в Германии с 1919 по 1933 год. Программа Баухауса охватывала все виды пластических искусств, связанных с оформлением материально-бытовой среды под эгидой архитектуры, со стиранием грани между художником и ремесленником. Начался путь слияния художника и ремесленника. В выпущенном школой «Манифесте» 1919 года архитектура была названа ведущим направлением в дизайне, провозглашались принципы равенства между прикладными и изящными искусствами, декларировались идеи повышения качества промышленной продукции. Основатели движения видели целью удовлетворение массовых потребностей и стремились сделать промышленные товары красивыми, доступными по цене и максимально удобными. Таким образом к «смычке» художника и ремесленника прибавилась специальность проектировщика (или инженера).

Принт на ткань, дизайн Евгении Маккоевой

Через сто лет мы видим, что в одной профессии дизайнера присутствуют три компетенции — художник, ремесленник, проектировщик. Собственно, дизайн так и переводится с английского языка — художественное проектирование. На стыке разных профессий рождаются новые технологии человечества и ремесленник априори включен в этот процесс, поскольку еще 100 лет назад стал одним целым с художником и проектировщиком. Ремесло преобразовалось и его нельзя сдерживать только в рамках рукоделия или декоративно-прикладного творчества. Можно говорить о тонкой грани между ремесленником, художником, проектировщиком, которая может и должна стираться.

В Карелии с помощью образовательных программ, в том числе и в рамках проекта «Карельский ремесленный кластер» можно повысить художественную и инженерную составляющую ручного труда.

06 июня 2018
Категория: Karelian Stories