«Через дизайн и ремесло Карелию можно показать глубже и тоньше»
Юлия Бараева

— Я получила архитектурное образование, училась на строительном факультете. В детстве много рисовала, занималась творчеством и окончила художественную школу, — рассказала Валентина. — Творческая сфера всегда была мне близка. К моменту, когда я решила получить второе высшее образование — дизайнера интерьера, — профессия была уже довольно популярной. Дизайн был важен при проектировании, и я стала изучать данную сферу. Работа с ремесленниками началась после моего знакового знакомства со Светланой Кольчуриной и Натальей Ермолиной. Мы познакомились во время реализации проекта «Актуализация женских ремёсел: от традиции к трендам», где я была в роли участницы. В результате проекта был создан каталог «Карельские ремёсла в интерьере». Проект выполнял важную миссию — перепозиционирование изделий карельских ремесленников. Командой мы разработали и выпустили линейки утилитарных, модных и востребованных на рынке изделий для дома (посуду, текстиль, предметы мебели и пр.). «Карельские ремёсла в интерьере» — это первое карельское дизайнерское предложение, где все изделия вписаны в интерьер, расставлены по жилым комнатам (спальням, детским, кухням, прихожим). Покупая вещь через каталог, заказчик видит, как максимально полезно он может применить эту вещь в своём доме.

Таким было моё первое погружение и большое знакомство с петрозаводскими ремесленниками. Мне хотелось показать ремесленные вещи именно в интерьере, так как когда они стоят на полках, они совершенно неинформативны. Сейчас при планировании и экспонировании какого-либо шоурума понимают, что любую интерьерную вещь лучше экспонировать в пространстве, чтобы было понятно, как ей пользоваться. Тогда же, несколько лет назад, для карельских ремёсел это было что-то новое. Я рада, что для многих ремесленников, которые сейчас стали популярны, участие в нашем каталоге стало первым опытом. Мы до сих пор общаемся со многими из них, и приятно видеть, как мастера растут профессионально. Многие тогда только начинали заниматься ремеслом, а сейчас они настоящие профессионалы, специалисты и художники!

Про пользу технического образования для дизайнера и эмпатию

Техническое образование всегда и во всём мне помогает! Благодаря ему я понимаю технологию и план любого процесса. План для меня — это самое интересное. Получилось так, что из проектировщика я перешла в дизайнеры. Но на самом деле, ремёсла всегда были со мной. Дизайнер — человек, который должен совмещать хорошую техническую базу, чтобы понимать, что можно сделать, а что нельзя; и в то же время у дизайнера должно быть очень развито чувство прекрасного и эмпатия, чтобы понимать, что людям нужно, и как сделать это красиво. Познакомившись с ремесленниками, я поняла, что они все — художники и не делают потоковую продукцию. Сегодня мне интересно разрабатывать предметы, но хочется, чтобы они стали потоковыми и не были завязаны на одном человеке, на ремесленнике; то есть хочу, чтобы разработанные мною предметы можно было сделать в промышленном масштабе.

В 2020 году началась моя работа по созданию предметов для детей. Первой игрушкой стала пирамидка “Liitto” для мамы и малыша. Пирамидка создана как обучающее пособие для развития мелкой моторики и для изучения карельской вышивки. Кроме того, я работаю над проектом «Ремесленные наборы для детей коренных народов», где создаю наборы для детей разного возраста.

Пять лет я работала в проектной группе, была архитектором и проектировала общественные места. Потом случился кризис 2015 года, и наша команда перестала работать в таком виде, в котором была. Я осталась со своим багажом знаний и умений. Поэтому теперь я знаю всё про ремесленников, которые говорят о том, что сложно создать ИП, ведь я сама прошла все этапы создания своего дела и работы на себя.

Связующее звено между ремесленником и заказчиком

Я знакома со многими ремесленниками и благодаря этому знаю, где взять «тот самый синий половик» и «те самые фактурные чашки». Получается, что я своеобразный передатчик между ремесленниками и заказчиком. Я чаще и больше (чем мастера), общаюсь с заказчиками, то есть как раз с теми, кто ищет ремесленный продукт. При обустройстве дома возникает много вопросов, связанных с декором. Один из моих опытов связан с консультированием ремесленников, когда мы вместе отсматриваем производимый им материал — может это быть интересным покупателю/заказчику или нет. В одном из проектов мы с командой проводили семинары про дизайн и ремесло для карельских мастеров. Но я считаю подобные мероприятия неэффективными. Они носят разовый характер. Со стороны это выглядят так, что приходит один «умный» и говорит: «Так делать не нужно! Давайте делать так, как хотят покупатели/заказчики!». Человек, у которого есть своя линия и опыт, не начнёт работать по-другому. Это по щелчку пальца не происходит. Хотя позже мы, организаторы, наблюдали, что мастера используют некоторые идеи, озвученные на наших семинарах. Такой эффект носит пролонгированный характер, и постепенно что-то начинает меняться. У ремесленника должна быть насмотренность и он должен постоянно обучаться. Но мастер (ремесленник) должен этого хотеть сам! Если он хочет учиться и обучается, это непременно повышает его уровень. Ведь главное для ремесленника — это изделие, его продукт и качество. Что касается продвижения в социальных сетях: если хоть немного заниматься ведением социальных сетей, выкладывать свою историю — это всегда работает и развивается.

Сейчас в Карелии появляется всё больше дизайнеров интерьеров. Дизайн нужен везде и во всём! Есть «комьюнити» дизайнеров, и могу заверить, что у каждого члена этого сообщества много работы. Дизайнер очень много работает с человеком, и, я считаю, нужно, чтобы два этих человека друг другу подходили. Должна быть большая эмпатия — важно понимать другого человека (заказчика), понимать его интерьер — то самое пространство, в котором он будет долго жить, скорее всего, не один и не два года. Должен произойти очень большой симбиоз между заказчиком и исполнителем (дизайнером). Сегодня в Петрозаводске появляется всё больше интересных мест, и мы понимаем, что спроектированы и оформлены они дизайнерами. Бизнес-сообщество понимает, что если есть продуманный дизайн — то к бизнесмену обязательно придут.

«Мне хочется показать Карелию глубже и тоньше»

У нас очень интересный край и история! Карелия отличается от других регионов. Карельский стиль — это то, что выделяет интерьеры и предметы; то, что нас отличает от других. Конечно, карельский стиль похож на скандинавский, но я считаю, он всё же немного другой. У него есть свои особенности. Ведь любой стиль отражает людей, которые живут в регионе, отражает их окружающую среду. Знакомство с ремесленниками, поездки по Карелии — я посетила и Заонежье, и Беломорье, и Олонецкую Карелию — помогли мне составить впечатление о Карелии и глубже её понять. Хотелось бы это сохранить в себе!

Сегодня тема Карелии, карельского туризма и 100-летия республики (отмечалось в 2020 г. — прим. ред.) у нас очень популярна. В условиях 2020 года мы оказались востребованным для туризма регионом, но мне хотелось бы показать Карелию глубже, чем видит её человек, попадающий сюда на два дня — калитки, лохикейтто, Кижи и Кивач... Ведь когда американцы говорят: «Медведи! Ушанка! Балалайка!» — это нас, россиян, как-то ранит, а когда, говоря про Карелию, упоминают лишь калитки и Рускеала — разве не ранит?! Калитки и Кижи, конечно, тоже хорошо, но хотелось бы показывать республику тоньше. Места и интерьеры могут передавать атмосферу, которая есть в Карелии. Было бы здорово, если бы мы отличались от других регионов в этом плане: чтобы турист, приезжая к нам, понимал, что он именно в Карелии. Этого как раз можно добиться с помощью дизайна мест и изделий наших карельских мастеров. Но это не так просто: когда мы расставляем все изделия в одном помещении — это не работает: должно быть плотное постоянное сотрудничество с мастером, нужна общая канва и идея. Тогда это выглядит более закончено. Утопично думать, что всё, что ты придумаешь про Карелию, «зайдёт» всем людям. Но если есть хорошая идея и посыл — может получиться отлично. Нужно всегда думать о человеке, для которого ты делаешь ту или иную работу. Это как раз та самая эмпатия, о которой я говорила выше.

Про «карельские» цвета и путешествия

Я очень люблю карельские цвета. Я называю их «карельские», но на самом деле это просто те цвета, которые нас окружают. Ведь многое зависит от региона и тех красок, которые ты видишь каждый день. Наши цвета — это все оттенки серого и синего, но в то же время летом — это оттенки зелёного и голубого, потому что озёра и белые ночи — совершенно другая палитра. Это знание очень хорошо использовать при реализации проектов, так как природные цвета нравятся жителям Карелии — им приятно в них жить, и на подсознательном уровне они им очень близки. Мода и тренды на цвета тоже влияют, но цвета обитания играют важную роль в жизни человека. Ведь жителям южных регионов больше свойственны яркие цвета — запусти его в серенькую скандинавскую квартиру, скажет: «Боже, как скучно мы живём!..» Мне нравятся все цвета (и яркие тоже), но если где-то требуется находиться долго, психологически мне приятнее быть в естественных цветах.

Кроме своего региона, вдохновение можно искать и в путешествиях! Я — адепт путешествий. Считаю, что хорошее путешествие может заменить мастер-класс или даже небольшое обучение. Насмотренность — важный навык дизайнера. Традиции и культурные особенности, которые есть в других странах, опыт и те цветовые сочетания, которые они используют, материалы и фактуры — всё откладывается в голове; позже ты можешь применить это при создании своих проектов, и интерьер получается сложнее и тоньше!

24 января 2021
Категория: Интервью