Парадокс ремёсел
Karelian Stories

Если посмотреть на профессии через призму времени, то обнаружится, что есть исчезнувшие, исчезающие и появляющиеся сферы занятости. Человек-будильник, тапёр в кинотеатре, скоморох, денщик, бурлак с приходом технического прогресса исчезли за ненадобностью. Подобное будущее пророчат турагентам, продавцам, банковским сотрудникам, библиотекарям и другим профессиям, где труд человека можно автоматизировать или роботизировать.

Интересно, что часть профессий не исчезает многие тысячелетия, они трансформируются и подстраиваются под нужды современного мира. Например, водоносы никуда не исчезли, но тара изменилась с деревянных или металлических бочек на пластик. Или лекторы на фабриках, которые не только читали лекции на политические темы, но и рассказывали последние новости, превратились в блогеров. Горшеницы — женщины на гончарных производствах, чьи изделия отличались особым изяществом и индивидуальными стилем стали керамистами или дизайнерами. А коробейники, которые разносили и продавали разные товары по деревням и городам, стали маркетологами. Изменения неизбежны, и это ни хорошо ни плохо, а факт.

Казалось бы, профессия ремесленника должна была исчезнуть или максимально измениться в связи с первой, второй, третьей и четвёртой промышленными революциями. Уже более ста лет назад пророчили ненужность и полное забвение ручного труда. Были времена нецивилизованных агрессивных решений, когда объединения ткачей приходили на ткацкие фабрики, чтобы испортить станки, лишь бы продолжить свой промысел. Были и цивилизованные подходы, когда художественные ремёсла становились частью эксклюзивных разработок фабрик, а на стыке ремесла, художеств и производства зародился дизайн. Всё указывало на то, что автоматизация победит из экономических преимуществ, но чем дальше мы уходим в XXI век, тем больше ценим ручной труд, натуральные материалы, старинные технологии, а ремесленники и ремесленные мастерские становятся важным сектором креативной экономики.

В прогнозе 2010 года Института Будущего (The Institute For The Future) на ближайшее десятилетие говорилось, что значение ремесла растёт, и оно может породить феномен «новой ремесленной экономики». Сегодня мы видим сбывшийся прогноз и развитие нескольких тенденций. Первая — рост значения малых предприятий, способных гибко и точно удовлетворять потребности рынка. Вторая — конечный результат ремесленной деятельности будет во многом таким же, как и столетия назад: ремесленники будут не только производить товары, но и формировать экономику, причём не только на локальном и национальном уровне, но и на глобальном, используя преимущества глобальной ремесленной кооперации. Если мы посмотрим на сформировавшийся ремесленный сектор креативной экономики, то увидим, что он развивается благодаря именно малым предприятиям и предпринимателям-одиночкам. А возможность российским ремесленникам получить статус Плательщика налога на профессиональный доход или проще — Самозанятого ускорила переход ремесленничества в ремесленную экономику.

Стоит отметить ещё две глобальные тенденции, которые придают особую ценность ручному труду. Глобализация породила феномен глокализации или рост локальной идентичности. Всё большее число ремесленников обращаются к природным, историко-культурным особенностям территорий, в которых работают. Традиции становятся основой развития, уникальности и неповторимости. И ещё одна тенденция, позволяющая развивать ремесленную экономику — перепотребление промышленных товаров в больших объёмах привело к потребности потребителей в индивидуальном подходе. Ограниченные партии продукции, уникальные, индивидуально изготовленные изделия пользуются большим спросом у покупателей.

В связи с появлением ремесленной экономики и сам ремесленник меняется. Выстраивание бизнес-модели, маркетинг и продвижение, изучение рынков сбыта стали обязательными профессиональными навыками. Если из сегодняшнего дня заглянуть в будущее, то можно с уверенностью сказать, что ремесленная экономика будет развиваться в эпоху уже не промышленного, а цифрового прогресса. Парадокс. И он прекрасен!

Фото на обложке: Аля Грач, Ассоциация «ЭХО»

02 апреля 2024
Категория: Karelian Stories