Если тебя нет в интернете, то тебя вообще нет
Karelian Stories

Фраза, используемая в заголовке, стала устойчивой более 20 лет назад, а ещё через несколько лет она трансформировалась до «Если тебя нет в социальных сетях, то тебя не существует». Скорее всего, именно на этих выражениях строилась маркетинговая стратегия развивающихся интернет технологий и появляющихся социальных сетей.

Однако, сегодня эти фразы стали правилами, а ремесленники, работающие с традиционными технологиями или их адаптациями (современные ремёсла) просто обязаны быть проявленными. С одной стороны, известность в интернет-пространстве повышает уровень продаж, стоимость изделий, а с другой стороны, в продвижении есть важнейшая общественная миссия — популяризация ремёсел как части культурного наследия, живого достояния России.

Семинары, обучающие программы, связанные с маркетингом, выстраиванием бренда, востребованы в ремесленной среде. Вопросы самопрезентации, представления собственной продукции возникают не только в связи с цифровизацией, эти вопросы также актуальны и в рамках разных мероприятий: ярмарки, выставки, фестивали. Как рассказать о себе, через какие изделия, при помощи какого внешнего антуража, конкретных слов и действий — то, что волнует ремесленников. Безусловно, далее в тексте можно прописать конкретные правила и советы, но начать надо совершенно с другого.

Кто я и зачем?

Человек многогранен, за свою жизнь мы имеем множество социальных ролей, у каждого свой уникальный опыт, который сделал нас теми, кто мы есть. Для выстраивания собственного бренда важно понимать свои сильные стороны и слабости, посмотреть на себя глазами других и сформировать образ, который будет транслироваться во внешнюю среду. Специалисты по выстраиванию личного бренда всё чаще стали советовать не придумывать себя заново, а усилить свои преимущества и не боятся несовершенства. Честность по отношению к себе поможет в выстраивании бренда качественно.

Для кого?

Обычно, на семинарах для ремесленников можно услышать два ответа: (1) Все; (2) Женщина 45+. Получив первый ответ, проектировщик социокультурных или бизнес-проектов, маркетолог, пиарщик, таргетолог падают в обморок. Второй ответ навешивает на женщин России возраста 45+ неподъёмную ответственность. Оба этих ответа не помогают в продажах и выстраивании бизнес-стратегий. Понимание своей целевой аудитории выстраивается не только через пол и возраст. В эпоху перепотребления, когда людям доступно практически всё, ремесленникам важно научиться исследовать и брать во внимание потребности покупателей, их ценности, желания. Реалии сегодняшнего дня обязывают ремесленника быть предпринимателем, а продажи становятся обыденным условием ведения бизнеса. Причём продавать можно не только изделия, но и услуги. Ответ на вопрос «Для кого?» освобождает от ошибок и, на первый взгляд, сужает возможности, а на самом деле, он расширяет поле для творчества.

Что и где?

Для каждого товара своя точка продаж. Что-то можно успешно продавать в социальных сетях, через интернет-магазины, но есть товары и услуги, которые лучше всего будут покупать только офлайн. На разные товары и разные целевые группы имеются разные инструменты. Стереотип о том, что ремесло сегодня связано только с туристической индустрией, играет злую шутку. Конечно, ремесленники предлагают свои изделия и услуги для туристов, тем самым обогащая и эмоциональное благополучие покупателей, и имеют доход. Однако ради продаж не стоит растрачивать свои знания и навыки на конкуренцию с промышленным производством, снижать цену на свои изделия. Ремесленные изделия могут быть качественными рассказчиками о природных, историко-культурных особенностей местности, куда приезжает турист. Факт: туризм — одно из направлений, где можно проявиться, но оно далеко не единственное.

Если ремесленники критически или новым взглядом посмотрят на собственные изделия, то обнаружится достаточно большое количество ниш для продаж. Керамические вазы и плетёные корзины хорошо могут продаваться в цветочных магазинах, а кружки, вязанные коврики, лоскутные одеяла гармонично встанут в салонах мебели. Украшения неплохо продаются в стильных бутиках, а художественные ремёсла — на аукционах.

Безусловно, ремесленные изделия благодаря своей индивидуальности и эксклюзивности набирают популярность. С другой стороны, видя этот рост, всё большее количество людей приходят в сектор ремесленной экономики. Стать заметным, заявить о себе и своём деле, показать глубину знаний, качество исполнения — жизненно необходимо.

Начать выстраивать узнаваемость можно с самых простых действий. Зайдите на свою страницу в социальной сети и оцените ваш вклад в собственный ремесленный бренд. Напишите список новых точек продаж своих изделий и услуг. Проанализируйте ответы и начните изменения. Ассоциация «ЭХО» предлагает специальные обучающие семинары и программы для ремесленников по продвижению. Учитесь вместе с нами.

Фото на обложке: Аля Грач, Ассоциация «ЭХО»

10 апреля 2024
Категория: Karelian Stories